В детстве многие из вас, наверное, играли в «крестики-нолики» на доске 3×3 (рис. 1): игроки по очереди ставят «крестики» и «нолики» в свободные клетки; выигрывает тот, кт0 построит ряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) из трех «крестиков» или, соответственно, «ноликов». Впрочем, те, кто играли в эти простейшие «крестики-нолики», быстро осознавали, что эта игра — ничейная: при правильной игре обоих игроков она заканчивается вничью.
Купить можно на my-shop.ru
Может быть, поэтому среди студентов и старших школьников распространена игра в «крестики-нолики» на «бесконечной» (то есть неограниченной) доске. Легко видеть, что если на такой доске опять считать выигрышем «три в ряд», то начинающий легко выигрывает. Проверьте, что и в игре «четыре в ряд» начинающий довольно легко выигрывает. Обычно играют «пять в ряд». Практика показывает, что и в этом случае начинающий выигрывает (мы не располагаем доказательством указанного утверждения).
С логической точки зрения рэндзю — промежуточный вариант между двумя описанными разновидностями «крестиков-ноликов». Доска — 15х15. Начинающий ставит «крестик» в центральную клетку. Затем второй игрок ставит «нолик» в любую из 224 свободных клеток. На третьем ходу первый игрок ставит «крестик» в любую свободную клетку, не находящуюся в центральном квадрате 5×5 (это единственное ограничение призвано уравновесить шансы сторон). Потом по очереди игроки ставят «нолики» и «крестики» в любые свободные клетки. Выигрывает тот, кто построит ряд из пяти «крестиков» или, соответственно, «ноликов», причем более длинные ряды — не в счет. Вот и все правила рэндзю.
Остается только добавить, что сами рэндзисты говорят на другом — вполне эквивалентном — языке.
Игра «рэндзю» возникла в Центральной Азии более четырех тысяч лет назад. В нее играли древние римляне и инки доколумбовской Америки. В начале нашей эры рэндзю попало в Японию, где получило наибольшее распространение. В XX веке рэндзю распространилось по всему миру.
Как же играют в рэндзю? Соперники ставят свои шашки в пункты пересечения линий квадрата со стороной 14 клеток (рис. 2); на каждой стороне такого квадрата 15 пунктов, всего их 15×15. Начинающий («черные») ставит черную шашку в центральный пункт. Затем второй игрок («белые») ставит белую шашку в любой из 224 свободных пунктов. На третьем ходу черные ставят черную шашку в любой свободный пункт, лежащий за пределами центрального квадрата (на рисунках он нарисован синим цветом), содержащего 5×5 пунктов (это ограничение*) действует только на третьем ходу!). Потом белые и черные по очереди ставят свои шашки в любые свободные пункты. Выигрывает тот, кто построит ряд (по вертикали, горизонтали или диагонали) на пяти своих шашек, причем более длинные ряди не в счет.
Вы сели за доску и тут же поняли, как непросто выиграть: соперник перекрывает все наши попытки достичь заветной пятерки и сам угрожает выигрышем. Как одержать верх?
Начнем с конца. Все атаки, если, конечно, противник не допустил элементарного зевка, завершаются построением какой-нибудь из вилок: 4-4. 4-3 или 3-3 (рис. 3; цифрой 4 обозначены четверки — шахи, цифрой 3 — тройки — полушахи).
На рисунке 4 показана партия Макаренко Сапронов из второго чемпионата Москвы (черные шашки здесь и дальше изображаются черными кружочками, белые шашки — красными кружочками; число внутри кружочка номер хода; советую вам нарисовать доску и «разыграть» на ней эту партию ход за ходом). На 34-м ходу белые поставили по-лушах, на что черные ответили серией шахов (ходы 35, 37, 39….. 51), закончившейся вилкой 4-3, после чего белые вынуждены были сдаться.
На рисунке 5 показана партия Янсон — Сундлинг нз чемпионата Швеции. На 18-м ходу белые поставили полушах, на что черные ответили серией шахов (ходы 19,21………27», закончившейся вилкой 4-3. ( На мои взгляд, 5-й ход черных — не из лучших, и белые могли это доказать, сыграв 6-м ходом в пункт 9. Более перспективным был бы для черных 5-й ход в пункт 8; если бы белые 6-м ходом пошли в пункт 7, черные 7-м ходом пошли бы в пункт 6.)
Иногда угроза вилки эффективнее серии «шах, полушах» или «полушах, шах». На рисунке 6 после хода черных в пункт 1 белые беззащитны. Нетрудно проверить, что лобовой ход в пункт А и лишь затем ход в пункт 1 лишали бы черных шансов на победу.
На рисунке 7, наоборот, белым следует сыграть «примитивно» в пункт 1, а затем в пункт 3. Пойди белые сразу в пункт 3, черные без труда защитились бы.
На рисунке 8 черные ходом в пункт 1 создали исходную позицию для последующей атаки серией шахов (такой ход называется обозначением) и решили ход борьбы в спою пользу — белым пора сдаваться.
В этюде на рисунке 9 черные выигрывают тихим ходом — паузой — в пункт 1.
Статья взята из журнала «Квант».
На рисунке 8 я бы за белых поборолся …
Белым надо ходить на поле (x+2, y-1) от поля (1),
закрывая опасную четвёрку.
После этого у чёрных будет инициатива, но у белых есть
шанс отбиться …
Им в этом поможет своя шашка на (x-2, y) от поля (1),
а также двойка (-1, -3), (0, -4) — (H9, I8), если центральное поле — H8.
Увы, правила рэндзю отличаются от вышеприведенных. В рэндзю первый ход делают черные в центр доски, второй ход делают белые рядом с первым, третий ход делают черные внутри квадрата 5х5 клеток, затем игра продолжается без подобных ограничений на ходы ( рэндзю без дебютного регламента ). При этом возможности сторон в игре различны из-за наличия фолов для черных. Черным запрещены любые вилки, кроме 4х3, кроме того, запрещен «длинный ряд» ( ряд из 6 или более шашек ). А поскольку черные не могут выставить шашку в пункт фола, в распоряжении белых имеются и фоловые атаки. Приведенный же выше вариант игры придуман В.А. Сапроновым и носит название «свободное рэндзю» в отличие от классического варианта игры с фолами и под этим названием утвержден RIF ( renju international federation ) в 1991 году. В настоящее время чаще используется название «сапроновка» ( по имени создателя ) и игру относят к варианту регламентированного гомоку.
\На рисунке 8 я бы за белых поборолся …
\Белым надо ходить на поле (x+2, y-1) от поля (1),
\закрывая опасную четвёрку.
\После этого у чёрных будет инициатива, но у белых есть
\шанс отбиться …
На (x+2, y-1) от поля (1) выигрывает (х-2, у-2)
buy generic xanax