Прообразом современного судоку являются так называемые «магические квадраты» пришедшие к нам из Китая. В Европе история этой головоломки приводит нас к слепому швейцарскому математику Леонарду Эйлеру (Leonhard Euler). В бумагах его архива, датированных 17 октября 1776 года, содержатся записи о том, как образовать магический квадрат с определенным числом ячеек, особенно 9, 16, 25 и 36. В другом документе, озаглавленном «Научное исследование новых разновидностей магического квадрата» Эйлер помещал в клетки латинские буквы (Латинский квадрат), позже он заполнил клетки греческими буквами и называл квадрат греко-латинским. Исследуя различные варианты магического квадрата, Эйлер обратил внимание на проблему комбинации символов таким образом, чтобы не один из них не повторялся ни в одной строке и ни в одном столбце.
Искушённые любители могут купить настольную версию судоку на ozon.ru
Впервые судоку в современном виде появилась в одном из американских журналов кроссвордов в 1979 году. Автором головоломки был гражданин США, 74 летний архитектор на пенсии Гарвард Гарис (Howard Garns). Издатель — журнал «Math Puzzles and Logic Problems» дал пазлу имя «Number Place». Настоящую популярность головоломка завоевала в 2005, когда японский журнал Nikoli стал регулярно печатать ее на своих страницах.
Таким, образом, идея судоку пришла не из Японии, как думают многие, однако название игры действительно японское. В Японии эта головоломка была опубликована компанией Nicoly Inc., крупным издателем сборников различных головоломок, в газете Monthly Nicolist в апреле 1984 года под заголовком «Число может использоваться только один раз». Название головоломке дал руководитель Nicoli — Кaji Maki. 12 ноября 2004 года газета The Times впервые на своих страницах опубликовала головоломку судоку. Эта публикация стала сенсацией, головоломка быстро распространилась по всей Британии, Австралии, Новой Зеландии. Наконец, в 2005 эта головоломка триумфально вернулась в США, завершив свой «кругосветный тур». В настоящее время выдается множество специализированных журналов и сборников, книг и инструкций по их решению, много газет печатают Судоку вместе с кроссвордами и заданиями по шахматам.
Так же существуют клубы судоку, книги по стратегиям игры, видео, карточные игры, соревнования, игровые шоу. Сборники судоку издаются огромными тиражами. Выпускаются судоку для мобильных телефонов. Можно встретить карманные электронные судоку. Журналы рекомендуют детям и взрослым играть в эту игру для совершенствования логики мышления, считается, что игра замедляет развитие умственных расстройств у людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Судоку называют кубиком Рубика 21 века, а также самой захватывающей головоломкой в мире.
Частично информация взята с sudoku-club.ru.